Артхаус, или арт-кино, начал формироваться в ХХ веке как ответ на коммерческое и массовое кино. 2
Ранний артхаус (начало ХХ века) зародился в Европе как реакция на коммерциализацию кино. 2 Ранние представители, такие как французский кинематографист Жорж Мельес и русский режиссёр Сергей Эйзенштейн, использовали кино как средство художественного выражения, экспериментируя с монтажом и визуальными эффектами. 2
Артхаус после Второй мировой войны (1940–1950-е годы). 2 В этот период в Европе и Азии появились новые таланты, стремившиеся показать реальность послевоенного мира. 2 Итальянский неореализм (Витторио Де Сика, Роберто Росселлини) и французская новая волна (Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо) выявили новые подходы к сторителлингу и стилю. 2
Расцвет артхауса (1960–1970-е годы). 2 Этот период ознаменовался расширением границ артхауса за пределы Европы. 2 В Америке режиссёры, такие как Стэнли Кубрик и Ингмар Бергман, внесли свой вклад в развитие жанра. 2 Фестивали независимого кино, такие как Каннский и Венецианский кинофестивали, начали признавать и продвигать артхаусные фильмы. 2
Современный артхаус (1980-е годы — настоящее время). 2 В этот период артхаус стал более доступным благодаря развитию независимого кинопроизводства и распространения. 2 Современные артхаусные режиссёры, такие как Вонг Кар-Вай, Михаэль Ханеке и Ларс фон Триер, исследуют разнообразные темы, от социальных вопросов до сложных человеческих эмоций, часто используя инновационные визуальные и повествовательные техники. 2
В Советском Союзе жанр артхауса ассоциировался с именем режиссёра Андрея Тарковского, который создавал глубокие по содержанию, психологические и проблемные картины, например «Андрей Рублёв». 4