В древности в европейской поэзии не было регулярного созвучия строк, например рифмы. 1 В поэзии Месопотамии, известной по образцам III–II тысячелетий до Р. Х., были тонические стихи, но рифмы древние шумеры и аккадцы не знали. 1 В древнееврейской (библейской) поэзии также не было рифмы, но иногда встречались ассонансы. 1 В античной поэзии была метрическая основа, но рифма отсутствовала. 1
В Средневековье рифма получила распространение в поэзии трубадуров (Южная Франция) и миннезингеров (Германия). 1 Считается, что рифма в Западную Европу пришла с Арабского Востока. 1 В Европе появление рифмы сочеталось с возникновением строфической формы: стали слагать стихи с чередующимися рифмами разных видов, из повторяемости таких чередований возникла строфа. 1
В дальнейшем в основном поэзия оставалась рифмованной: и эпические поэмы, и малые лирические произведения. 1 Однако на рубеже XIX и XX веков всё большее место стали занимать нерифмованные формы, прежде всего, верлибр. 1 В ХХ веке в мировой поэзии верлибр преобладал, рифма, если встречалась, становилась неурегулированной, «случайной», нетипичной. 1
В современной поэзии в разных странах наблюдаются разные тенденции: например, в России, вопреки мировой тенденции, продолжают преобладать рифмованные стихи. 1 В англоязычной поэзии употребительны диссонансы: тождественны остаются согласные, меняется ударный гласный. 3