Понятие музыкального образа в музыкальной теории развивалось под влиянием идей философов о специфике музыки и её месте в обществе. 2
Древнегреческие философы внесли значительный вклад в развитие теории музыки, наметив основные положения. 2 Гераклит выявлял природу музыки, сформулировал ряд исходных положений музыкальной гармонии, Демокрит исследовал отношение музыки к другим искусствам, Пифагор создал основы музыкальной акустики, Платон заложил фундамент греческой теории ладов, разработал некоторые проблемы музыкальной эстетики. 2
В средние века миметическую концепцию искусства сменила образно-символическая (Псевдо-Дионисий Ареопагит). 2 Система чувственно-воспринимаемых символов, образов, знаков, изображений стала одной из форм передачи высшего «знания» сверху вниз. 2
Мыслители Нового времени, представители европейской, особенно немецкой эстетики, акцентировали в художественном образе связь его не столько с объектами мира, сколько с внутренним состоянием — чувствами, мыслями, фантазиями. 2 В трудах И. Канта, высказываниях И. Гёте, Ф. Шиллера утверждалась идея о неделимости образа, слияния в нём противоположностей. 2
А. Сохор впервые в музыкальной науке представил музыкальный образ в виде «эмоционального образа действительности». 1 Л. Мазель определял музыкальный образ как обобщённое отражение действительности, данное через конкретное, чувственно воспринимаемое явление, как единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального. 1
Н. Очеретовская рассматривала музыкальный образ как целостную интонационную систему, результат отражения действительности в музыкальном искусстве, обладающий единством содержания и формы. 1 В. Ванслов под содержанием музыкального образа подразумевал отражённую в нём действительность, эмоционально пережитую и идейно осмысленную композитором. 1
В музыкальной теории утвердились понятия «образ-замысел», «образ-произведение» (объективированный образ) и образ произведения. 1 Различают композиторский образ-замысел, который, реализуясь в средствах музыки, становится образ-произведением, с которым взаимодействует исполнитель. 1 Работа над интерпретацией образа-произведения приводит к появлению исполнительского образа, который, будучи воспринятым слушателем, становится слушательским образом. 1