Понимание порока в русской классической литературе развивалось через использование аллегории и сатиры. 34
Аллегория — художественный приём, с помощью которого писатели выражали своё отношение к разным аспектам общественной жизни. 3 Признанными мастерами аллегории в русской литературе считаются И. А. Крылов и М. Е. Салтыков-Щедрин. 3
В баснях И. А. Крылова через аллегории, представленные образами разных животных, показывались и высмеивались пороки человека и отношения между власть имущим сословием и простыми людьми. 3
М. Е. Салтыков-Щедрин в своих произведениях использовал элементы сатиры, чтобы осудить обывательский образ жизни. 4 Например, в сказке «Премудрый пескарь» с помощью гротеска и гиперболы автор показал пассивного человека, который решил отгородиться от всего мира. 34
Н. В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» создал персонажей, каждый из которых символизирует отдельный социальный порок. 4 Так, Манилов олицетворяет беспечность, Коробочка — скупость, Ноздрев — разгильдяйство. 4
Кроме того, в произведениях русских классиков чётко прозвучала мысль о том, что кроме наказания юридического существует и наказание нравственное, которое определено Высшим судом и которое неизбежно наступает как возмездие за безнравственное поведение, грех, преступление. 2 Такое решение проблемы встречается в произведениях многих русских писателей, в первую очередь Ф. М. Достоевского и В. П. Астафьева. 2