Использование фальцета в оперном искусстве имеет древнюю историю, но точное происхождение термина «фальцет» трудно проследить из-за неясностей в терминологии. 3
Исторически высокие ноты на грани человеческих возможностей ассоциировались с оперными ролями, написанными для певцов-мужчин-кастратов. 4 Их голоса, способные к виртуозности, ассоциируются преимущественно с барочной музыкой. 2 Постепенно мода на такие голоса ушла, хотя даже Моцарт ещё писал партии для кастратов, например, в «Идоменее». 2
В какой-то период истории оперы, когда кастраты начали выходить из моды, в моду в качестве героев-любовников вошли тенора. 2 Они не умели полноценно переходить в головной регистр, поэтому какую-то часть диапазона пели в грудном регистре, а на верхах переходили на фальцет. 2
В 20-м веке Беньямино Джильи первым легитимизировал фальцет в опере. 2 Он владел им и использовал, чтобы сохранять голос от усталости, так как постоянно давал концерты. 2
В 1860-е годы в Европе зарождается протестное течение в музыкальном исполнительстве под названием аутентизм. 1 Англичанин Альфред Деллер воплотил в собственной артистической практике идею, что вместо певцов-кастратов их партии могут петь контратенора — обладатели разработанного фальцета. 1
Сегодня фальцет иногда используется специалистами по старинной музыке и регулярно в хорах британских соборов мужчинами, поющими партию альта. 3