Искусство выразительного чтения в русской литературе развивалось следующим образом:
- В ранней русской школе были разработаны определённые правила чтения. 1 Читать рекомендовалось «ясно, чисто, звонко», достаточно громко, но не крикливо, произносить по стихам, добирая на паузах воздух, перед чтением делать вдох. 1
- Во второй половине XVII века выразительное чтение вошло в практику русской школы и в систему воспитания. 1 Важную роль в воспитании речевой культуры учащихся играл школьный театр. 1
- С 70-х годов XVIII века меняется характер сценической речи: вместо пафоса появляется стремление к передаче разнообразных человеческих чувств. 1 Наиболее характерной фигурой этого периода был Плавильщиков, актёр и педагог, который преподавал новое искусство выразительной речи. 1
- Во второй половине XIX века искусство выразительного чтения развивается особенно активно. 1 В этот период организовывались публичные чтения художественных произведений не в салонах и гостиных, а в больших аудиториях. 1 Датой зарождения в России художественного чтения считается 1843 год. 1
- Необходимость обучения выразительному чтению глубоко раскрыл Ф. И. Буслаев, он разработал вопросы выразительного чтения в методике. 1 Много внимания развитию выразительного чтения уделял К. Ушинский, рекомендуя способы обучения: подражание учителю, индивидуальное чтение, хоровое и другие. 1
- Большое влияние на развитие методики выразительного чтения и на применение его в русских школах оказали работы В. П. Острогорского. 2
Во второй половине XX века наряду с понятием «выразительное чтение» в школьный обиход входит понятие «выразительность чтения», которое определяется как необходимое качество чтения любого текста, в том числе нехудожественного. 3 В 1970 году «Выразительное чтение» появилось как самостоятельный предмет в учебных планах факультетов русского языка и литературы педагогических институтов. 3