Появление картинной рамы связывают с развитием станковой живописи в период позднего средневековья и раннего Возрождения. 4 Изображения на алтарных композициях обладали большей мобильностью, но при этом нуждались в дополнительной защите, ограничении от окружающего мира. 4 Со временем у них появилось специально изготовленное деревянное обрамление, которое начали богато декорировать резным и накладным орнаментом, слоновой костью, драгоценными камнями. 4
В XV веке для оформления картин начали использовать архитектоничные рамы-ниши. 1 Появились первые образцы таких рам, выполненные в дереве и декорированные резьбой, росписью и позолотой. 1 Постепенно рама упрощалась и приобрела обычную прямоугольную форму, с узким карнизом или без него. 1
В XVIII веке в искусстве оформления рамы продолжали доминировать тенденции прошлого столетия. 4 Декор из массивного и тяжеловесного трансформировался в более лёгкий и изящный. 4 Мастерство резчиков и позолотчиков эпохи рококо достигло своего апогея, их произведения зачастую несли в себе большую художественную ценность, чем живописные работы, которые они обрамляли. 4
В XIX веке создатели художественных рам творчески откликались на появление различных ретроспективных стилей. 3 Так, в 1840–1850-е годы, в период увлечения рококо, появились роскошные резные золочёные рамы с обилием причудливо изогнутых линий, С-образных завитков, «языков пламени», с характерными разорванными раковинами. 3
В 1890-е годы появилось багетно-рамочное производство, лепной орнамент стал выполняться при помощи роликов (стальных цилиндров с вырезанным на них выгнутым рисунком), что значительно ускоряло процесс. 3 Как правило, лепной декор накладывался на загрунтованную деревянную основу: в отдельных случаях использовалась основа из папье-маше (на деревянном каркасе), полая с тыльной стороны, значительно облегчавшая вес рам. 3
В конце XIX — начале XX века вновь вошёл в моду стиль «Людовик XVI». 1 В оформлении рам того времени сочетались формы неоклассицизма и орнаменты развивающегося нового стиля — модерна. 1 Ар нуво использовал новые технологии производства, подражая старым техникам обработки поверхности и имитируя различные материалы. 1