От Средневековья до наших дней способы записи музыкальной выразительности развивались через появление и совершенствование нотации. 13
В Средневековье для записи вокальной музыки использовали невменную нотацию. 23 Это были условные обозначения, которые представляли собой набор знаков и их комбинаций. 23 Они обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. 23 Невмы показывали направление движения мелодии, не определяя её точного высотного положения. 2
С IX века предпринимались попытки усовершенствовать невменное письмо, пополнив его обозначениями высоты звуков. 2 Сначала использовали буквенные обозначения, затем — линейки, на которых размещали невмы. 2 Так возникло квадратное нотописание, или хоральная нотация, из которой впоследствии развилась современная система нотного письма. 2
Для записи инструментальных пьес в средневековой Европе использовали табулатуры — наглядные схемы, составленные из буквенных или цифровых обозначений и дополнительных условных знаков, уточнявших ритм и динамические оттенки. 3 Эти схемы фиксировали не столько ноты, сколько струны, лады, клавиши, которые должен озвучить исполнитель. 3
В XX веке в связи с развитием и усложнением музыкального языка неоднократно предпринимались попытки усовершенствовать нотную запись. 2 Так возникали 6-линейная нотная запись Ф. Бузони, 3-линейные системы А. Шёнберга и Н. Долматова, система Эквитон Р. Форсита с 2-мя нотными линейками. 2 Также известна система Клавирскрибо К. Пота — нотный стан с вертикальным расположением линеек. 2
Кроме того, в XX веке появилась графическая запись, для которой характерно изложение музыкального материала линиями, не указывающими на звуковысотность нотных знаков и предоставляющими большую свободу для исполнительской интерпретации. 2