Истоки жанра приключений в русской прозе можно найти в народных сказках и героических песнях, а также в рыцарских романах, где приключение приобретало самостоятельную ценность. 3
Становление приключений как жанра художественной литературы происходит в конце XVIII — начале XIX веков. 3 В это время классицизм сменяется романтизмом, для которого характерны таинственность, увлекательность и желание героя изменить себя и окружающий мир. 3 Писатели стремились ускользнуть от обыденности в мир приключений. 3
К 40-м годам XIX века в литературе утверждается реализм. 3 Писатели продолжают придерживаться канвы приключений, но всё больше внимания уделяют уже не происшествиям, а переживаниям — психологической стороне дела. 3 В произведениях подробнее описываются характеры героев, человеческие взаимоотношения, окружающая обстановка. 3
В начале XX века в связи с техническим прогрессом приключенческая проза видоизменяется. 1 Путешествия из необычайного и редкостного подвига превращаются в обыденное и общедоступное явление, а приключения — из загадочных полумифических историй становятся достоянием регулярных газетных выпусков. 1
После Октябрьской революции 1917 года на развитие русской литературы в целом и приключенческого жанра в частности оказала значительное влияние. 2 Появились такие жанрово-тематические разновидности приключенческой прозы, как русская робинзонада (З. Давыдов), документально-беллетристическая приключенческая проза (В. Арсеньев), историко-приключенческая литература (В. Ян, М. Зуев-Ордынец, Н. Смирнов), историко-технические тексты (Б. Житков), «псевдопереводные» романы и другие. 2
В советское время начинает активно развиваться отечественная приключенческая литература. 3 Большинство авторов ориентируются на детскую и подростковую аудиторию (А. П. Гайдар, В. А. Каверин, А. Н. Рыбаков, К. Булычёв, Е. С. Велтистов и другие). 3