Формы строфы в европейской поэзии развивались под влиянием античной поэзии, которая послужила богатым источником строфических форм. 23
В античной лирике строфа строилась на строго метрической основе. 2 Известны названия строф, связанные с именами поэтов, которые впервые их применяли (например, Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа) или по названию стихов, из которых строфа состоит (например, ионическая строфа, ямбэлегическая строфа). 23
В средневековой поэзии Западной Европы каркасом строфы стала схема рифмовки. 2 Появились строфы с замкнутыми цепочками рифм и с «бесконечной» связью рифм. 2 Например, каждая следующая строфа подхватывала одну из рифм предыдущей строфы и в свою очередь передавала следующей одну из своих рифм. 2 К этому типу относятся терцины, которыми написана «Божественная комедия» Данте. 2
В новоевропейской поэзии строфа организовывалась упорядоченным чередованием стихов с различными окончаниями и рифмами. 4 Некоторые виды строф, будучи разработаны на материале устойчивого жанра, тематики и стиля, сохраняют связь с ними и в дальнейшем употреблении. 4 Так, 2-стишия элегического дистиха служат знаком традиции античной поэзии, 2-стишия александрийского стиха и 10-стишия одических строф — классицизма, 3-стишия терцин — «Божественной комедии» Данте, 4-стишия 4–3–4–3-стопного ямба — германских баллад, 8-стишия октав — Возрождения. 4