В византийском искусстве античные орнаментальные мотивы развивались путём слияния эллинистических и восточных традиций. 1
В византийском декоре появились изображения восточного мифологического фольклора: драконы, грифоны, сэнмурвы (собаки-птицы). 2 Также сказалось влияние кельтской орнаментики: переплетающиеся растения и ленточные сплетения. 2
В византийском орнаменте активно использовались зооморфные мотивы — как реальные, так и фантастические, наделённые определёнными символами, аллегориями, поэтическими иносказаниями. 2 Наиболее распространёнными были изображения львов, леопардов, волков — тех животных, которые олицетворяли мощь, победу, силу, отвагу. 2 Из птиц предпочтение отдавали павлинам, голубям, орлам. 2
Растительные мотивы — это разнообразные вариации пальметок, часто трёхлепестковых и пятилепестковых, гибкие стебли и листья, виноградная кисть, колос пшеницы, лавровый венок, оливковая ветвь, а также «византийский цветок», своеобразное порождение византийской орнаментики, где живой природный мотив и его абстрагирование тесно связаны. 2
Появлялись в декоре Византии эмблемы и символы новой религии, например, изображение креста, рисунок которого очень разнообразился, монограмма Христа, голубь, рыба, барашек, павлин и другие. 2