Традиция стихотворения-памятника в русской поэзии развивалась на основе оды Горация «К Мельпомене». nsportal.ru pamatnikivlitirature.tilda.ws Первый русскоязычный вариант оды написал М. Ломоносов, что положило начало будущим переводам и вариациям античного стихотворения. pamatnikivlitirature.tilda.ws
Некоторые этапы развития традиции:
- М. Ломоносов в стихотворении «Памятник» использовал высокий стиль, практически не рифмуя строки и употребляя устаревшие слова. nsportal.ru Образ памятника в произведении символизирует истинную поэзию, которая даже после смерти творца будет «возрастать повсюду славой». {9-host}
- Г. Державин в стихотворении «Памятник» подчёркивал величие своего поэтического наследия, которое, по его мнению, превзойдёт даже материальные памятники. {9-host} Державин гордился тем, что первым в русской поэзии «дерзнул» писать доступным языком о важных государственных и нравственных вопросах, не боясь говорить правду «царям». {9-host}
- А. Пушкин в стихотворении «Памятник» делал акцент на гуманистическом воздействии своего творчества и его способности объединять людей. {9-host} Пушкин видел основу своей бессмертной славы не в материальных достижениях, а в воздействии его поэзии на народ. {9-host}
- В. Брюсов в 1912 году написал сразу два стихотворения под одним и тем же названием «Памятник». elar.urfu.ru В одном из них он предложил свой вариант трактовки темы, излагая понимание собственных заслуг перед отечественной поэзией. elar.urfu.ru
- В XX веке образ памятника не утратил своего значения. {10-host} Например, В. Ходасевич в своём «памятнике» скромно оценил свою роль в поэтической истории. {10-host} К этому символу прибегали Я. Смеляков, В. Брюсов и В. Высоцкий, тем самым утверждая своё право на творческое бессмертие. {10-host}
Таким образом, традиция стихотворения-памятника в русской поэзии эволюционировала, отражая изменение понимания роли поэта и значения его творчества в обществе. {9-host}