Традиция импровизации в театральном искусстве была присуща западному театру на протяжении всей его истории. 3
В Античности к импровизационным театральным представлениям относят короткие постановки — флиаки, которые исполнялись в переносных декорациях и высмеивали героев мифов на современный лад. 3 Аристотель отмечал, что трагедия и комедия первоначально создавались именно в качестве сценических импровизаций. 3
В эпоху Ренессанса высокого уровня импровизация достигла в итальянском театре масок — комедии дель арте. 1 Здесь произошло осознание и разработка принципов актёрской импровизации, а также было определено оптимальное соотношение между импровизацией и жёсткой фиксацией разных аспектов актёрской работы. 1 В комедии дель арте был строго фиксирован характер каждого персонажа, а сценарий постоянно менялся, задавалась лишь основная сюжетная схема. 1
В Средневековье представления были чисто импровизационными у странствующих групп комедиантов — любителей и полупрофессионалов. 1 Даже наиболее популярные мифологические сюжеты передавались из уст в уста, по ходу украшаясь импровизационными вставками, рождёнными индивидуальностью исполнителей. 1
В начале XX века интерес к импровизации в русском и западноевропейском театре был связан со стремлением активизировать творческие силы актёра, обогатить современный театр путём приобщения его к истокам народной художественной культуры. 5 К. С. Станиславский ввёл импровизацию как метод в учебно-воспитательную работу с актёрами. 15
В театре нового времени возник новый тип актёрской импровизации — психологическая, когда при воспроизведении одного и того же фиксированного текста от спектакля к спектаклю меняется сам образ героя, побуждения и мотивировки его действий. 1
В 60-е годы на Западе появился ещё один вид импровизации — «хеппенинг», который представлял собой ряд происшествий или событий, всегда неожиданных для зрителей и следующих одно за другим. 1