В классической музыке техника пиццикато развивалась следующим образом:
- Первое признанное использование пиццикато в классической музыке встречается в «Поэтической музыке капитана Хьюма» Тобиаса Хьюма (1607). 1 Также приём используется в «Битве Танкреди и Клоринды» Клаудио Монтеверди (около 1638). 1
- В эпоху классицизма пиццикато применялось достаточно редко, хотя встречается в ариях из ораторий и медленных частях оркестровых сочинений И. С. Баха. 4 В балете «Дон Жуан» Глюка один из номеров целиком исполняется пиццикато, что является первым известным случаем применения этого приёма для исполнения целого сочинения. 4
- В XIX веке пиццикато вошло в практику сольного исполнительства (со времён Паганини), а в оркестровой музыке приобрело статус особой окраски звука. 3 В Пятой и Седьмой симфониях Л. ван Бетховена пиццикато придаёт звучанию драматизм. 3
- В XX веке развитие исполнительской техники привело к появлению новых приёмов игры на струнных инструментах: защипывание струны ногтём, пиццикато у подставки, пиццикато в сочетании с глиссандо и др.. 3
В джазовой музыке пиццикато является основным приёмом игры на контрабасе. 3 В 1920-е годы в среде джазовых музыкантов распространилось применение техники слэпа на контрабасе. 5 Поскольку контрабас был самым тихим инструментом в джаз-бэнде, исполнители применяли слэп для увеличения громкости звучания. 5 Это позволяло басовым партиям звучать ярче на ранних записях (без усилителей), в особенности когда приём сопровождался дополнительным ударом по струне перед её подцепом. 5 Известные исполнители в этой технике: Билл Джонсон (считается «отцом слэпа»), М. Хилтон, Стив Браун, Билл Блэк и др.. 5