Русская комедийная традиция в XIX веке развивалась в обстановке взаимодействия различных литературных традиций. cyberleninka.ru Российская комедиография ориентировалась на европейские классицистические традиции, но постепенно формировались самобытные драматургические приёмы и методы. cyberleninka.ru
В первое десятилетие XIX века главным содержанием комедии становится борьба против чужеземных влияний и защита русских народных начал. proza.ru Например, в прозаических комедиях Крылова «Модная лавка» (1805) и «Урок дочкам» (1806) отражается патриотическое возбуждение первого периода наполеоновских войн. proza.ru
В первой трети XIX века классицистические традиции несколько трансформировались, приобретая философско-социальное звучание, отражая основные морально-нравственные проблемы российской действительности. cyberleninka.ru Центральный комедийный характер в литературных вариациях на тему «героя нашего времени» превращается в «доброго малого». cyberleninka.ru
Сюжетно-композиционное построение комедий соответствовало классицистическим принципам, основываясь на параллельном развитии двух интриг, одна из которых является стереотипной, любовной, а другая несёт на себе идеологически заданную дополнительную смысловую нагрузку. cyberleninka.ru
В этот период всё большую популярность на русской сцене набирает водевиль — вариант салонной комедии. ej.kubagro.ru Особенная черта водевиля 1810–1820-х годов — его «промежуточность», способность смыкаться с самыми разными жанрами — комической оперой, интермедией, мелодрамой, сатирической и благородной комедией. ej.kubagro.ru