Русская философская лирика начала XX века развивалась в контексте мировоззренческого кризиса, связанного с потерей религиозности, крушением ценностей, отсутствием перспектив развития, углубляющимися социальными антагонизмами. 3
Основные направления русской поэзии этого периода — символизм, акмеизм и футуризм — по-разному выразили философское осмысление эпохи. 3
Символисты считали достаточным выразить действительность в абстрактных символах, имеющих религиозно-философское содержание. 3 Среди «старших символистов» (ранний А. Блок, Ф. Сологуб, В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, И. Коневской, 3. Гиппиус и другие) была распространена идеалистическая картина мира конца XIX века. 12 Поэтам было чуждо чувственное многообразие материального мира как не имеющей ценности мимолетной иллюзии. 12
Младшие символисты (А. Белый (Б. Бугаев), А. Блок, В. Иванов, С. Соловьёв, Г. Чулков, Эллис (Л. Кобылинский) и другие) объединяли в художественном изображении мир явлений с миром божества, восстанавливали связь с религиозным сознанием, открывая вечное в мире явлений. 1
Акмеисты тяготели к восстановлению классической традиции конкретизации философских представлений, обратились к докультурным формам мышления, поменяли знаки по отношению к слову, материализуя его. 3
Футуризм в лице В. Хлебникова трактовал природу как бесконечно расширяющуюся вселенную, показывая её взаимодействие с человеком как «мыслезем». 3
Общими для всех направлений философской поэзии этого периода оставались проблемы одиночества, любви и смерти. 3