Роль тритона в разных музыкальных эпохах развивалась следующим образом:
- В григорианской монодии тритон в прямом движении не допускался. 2 В старинном двухголосии он оценивался как резкий диссонанс и нуждался в коррекции (превращении в кварту либо квинту). 2
- В мажорно-минорной тональности тритон допускался при условии его употребления в составе септаккордов (доминантсептаккорда, уменьшённого вводного, малого и других), которые рассматривались как мягкие диссонансы, нуждающиеся в разрешении. 2
- В 12-тоновой музыке (например, в Нововенской школе) тритон употреблялся свободно наряду с другими диссонансами. 2
Будучи ярким и остро тяготеющим интервалом, тритон часто используется для подчёркивания важных моментов композиции, в том числе при переходе в другие тональности. 24