Вопросы к Поиску с Алисой
Программная музыка развивалась на протяжении всей истории профессионального музыкального искусства. www.belcanto.ru
Истоки программной музыки — в звукоизобразительности вокальной и вокально-инструментальной музыки XIV–XVI веков. bigenc.ru Самое раннее из найденных исследователями сообщений о программных музыкальных сочинениях относится к 586 до н. э. — в этом году на пифийских играх в Дельфах (Древняя Греция) авлетист Сакао исполнил пьесу Тимосфена, изображавшую битву Аполлона с драконом. www.belcanto.ru
Программность в собственном смысле берёт начало в эпоху барокко в произведениях К. Фарины, А. Польетти, И. Я. Фробергера, Г. И. Ф. фон Бибера, И. Кунау. bigenc.ru
В классический период композиторы реже обращались к программным сочинениям, хотя известен ряд классических симфоний, программа которых выражена в названии: например, симфонии № 6 («Утро»), № 7 («Полдень»), № 8 («Вечер») и № 45 («Прощальная») у Й. Гайдна, «Пасторальная» симфония у Л. ван Бетховена. ru.ruwiki.ru
Расцвет программной музыки произошёл в эпоху романтизма, что связано с возросшим тяготением к оригинальности музыкального высказывания. nsportal.ru Программность создавала дополнительную возможность выражения внутреннего «я» художника и проникновения слушателя в неповторимый мир образных замыслов автора произведения. nsportal.ru Среди образцов — «Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Г. Берлиоза, симфонии «Фауст», «К „Божественной комедии“ Данте», симфонические поэмы «Тассо. Жалоба и триумф», «Прелюды» Ф. Листа, «Моя Родина» Б. Сметаны. bigenc.ru
Крупный вклад в программную музыку внесли русские композиторы. bigenc.ru Они создали программность нового типа: с опорой на жанровый музыкальный материал, насыщенность образов реальным жизненным содержанием, использованием жанров программной симфонии, симфонической поэмы, фортепианной миниатюры. nsportal.ru Среди представителей — М. И. Глинка («Ночь в Мадриде», «Камаринская», «Князь Холмский»), М. П. Мусоргский («Картинки с выставки»). nsportal.ru