Музыкальная составляющая советского кино начала развиваться с конца 1920-х годов. 1
До изобретения звукового кино немые фильмы обычно сопровождались музыкой, чаще всего в исполнении пианиста-импровизатора (тапёра). 45 Часто тапер обращался к танцевальной музыке: полькам, вальсам, кадрилям, мазуркам, полонезам и другим. 5
С появлением звукового кино перед композиторами встали более сложные задачи. 5 Музыка должна была усиливать эмоциональное восприятие событий, происходящих на экране, углублять смысловую нагрузку действия, динамизировать его или снижать остроту напряжённости, способствовать зрительской интерпретации образов героев, выполнять роль комментатора, характеризовать эпоху, в которой развиваются события и так далее. 5
В 1930-е годы музыка стала неотъемлемой частью фильмов, появились знаменитые композиторы, такие как А. Петров и И. Дунаевский. 1 В этот период Дунаевский-старший привнёс в киномузыку джазовые приёмы. 3
В 1940-е и 1950-е годы композиторы начали активно сотрудничать с поэтами, создавая песни, которые запоминались зрителями на долгие годы. 1 В начале 50-х была популярна деревенская тема, как в «Кубанских казаках» или «Свадьбе с приданым». 2
К 1960-м годам музыкальные темы приобрели новый вид благодаря появлению рок- и поп-культуры, что отразилось и в кино. 1
В перестроечное время в музыкальных фильмах появилась электронная и рок-музыка, а среди композиторов появились представители субкультуры — Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Юрий Чернавский, Сергей Курёхин. 2
Советское кино стало площадкой для творчества многих выдающихся композиторов и исполнителей, которые создавали не только фоновые мелодии, но и полноценные песни, ставшие хитами. 1