Музыкальная культура в СССР в послевоенные годы развивалась в условиях противоречий, связанных с изменением идеологических основ государства и усилением контроля над свободой творчества. www.dissercat.com
Некоторые черты развития музыкальной культуры:
- Усиление интереса композиторов к современной теме. infourok.ru Многие произведения напоминали о пережитой народом трагедии, о трудностях борьбы и радостях достигнутой победы. infourok.ru
- Многожанровость. kubinka-sosh-2.odinedu.ru В песенном творчестве вернулись темы, характерные для 30-х годов — созидательного мирного труда, защиты от военной угрозы. kubinka-sosh-2.odinedu.ru
- Распространение художественной самодеятельности. www.dissercat.com Это было связано с тягой населения после окончания Великой Отечественной войны к доступной в то время музыкально-творческой сфере. www.dissercat.com
- Обогащение репертуара музыкальных театров. infourok.ru В него входили образы классической литературы (балеты «Золушка» Прокофьева, «Медный всадник» Глиэра), картины революционного прошлого (оперы «Декабристы» Шапорина, «Никита Вершинин» Кабалевского), мотивы русских сказок и легенд (балет «Сказ о каменном цветке» Прокофьева). infourok.ru
- Развитие музыкального образования. www.dissercat.com Оно осуществлялось не только в учебных учреждениях различного уровня, но и через сеть культурно-просветительных учреждений (дома народного творчества, рабочие и сельские клубы, кружки и т. д.). www.dissercat.com
Некоторые произведения послевоенной музыки:
- Оперы: «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского (1947 г., 1950 г.), «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса (1947 г.), позднее, в 50-е годы, «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева. infourok.ru
- Оратории: «Песнь о лесах» Д. Д. Шостаковича (1949 г.), «На страже мира» С. С. Прокофьева (1950 г.), хоровая сюита «Река-богатырь» В. А. Макарова (1950 г.), «Кантата о Родине» А. Г. Арутюняна (1949 г.). infourok.ru
- Симфонии: 27-я Н. Я. Мясковского (1949 г.), 7-я С. С. Прокофьева (1952 г.), 10-я В. В. Шостаковича (1953 г.) и другие. infourok.ru