Вопросы к Поиску с Алисой
Развитие музыкальной импровизации от эпохи романтизма до наших дней имело свои особенности:
В эпоху романтизма свободное фантазирование составляло неотъемлемую часть исполнительского мастерства художника-романтика. www.belcanto.ru Выдающимися импровизаторами были крупнейшие композиторы этого времени (Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен). www.belcanto.ru
Позднее значение импровизации уменьшается. www.belcanto.ru Исполнительская импровизация продолжает удерживаться у оперных певцов (в арии). www.belcanto.ru Свободная импровизация инструменталистов сохраняется в каденциях инструментальных концертов, у органистов. www.belcanto.ru
В XX веке импровизация возродилась в фольклорном по происхождению искусстве джаза, а также в некоторых прикладных областях музыкальной культуры (музыкальные иллюстрации к «немым» кинофильмам в начале XX века, музыкально-воспитательные упражнения для детей Эмиля Жак-Далькроза, Карла Орфа). ru.ruwiki.ru
С 1950-х годов импровизация стала опорным принципом в так называемых открытых формах музыки авангарда и неоавангарда. ru.ruwiki.ru
В современной музыкальной практике импровизация не играет существенной роли, сохраняя значение лишь в творческом акте композитора, в качестве подготовительного этапа формирования музыкальных образов и как элемент исполнительской интерпретации. www.belcanto.ru Исключение составляет джазовая музыка, которой органически присущи элементы коллективной импровизации. www.belcanto.ru
Практика импровизации на концертной сцене начала возрождаться в начале 90-х годов XX века и распространяется в нынешнем столетии. cyberleninka.ru {8-host} Сегодня музыканты, получившие академическое образование, импровизируют «облегчённый» классический репертуар. cyberleninka.ru