Развитие музыкальной импровизации от эпохи романтизма до наших дней имело свои особенности:
В эпоху романтизма свободное фантазирование составляло неотъемлемую часть исполнительского мастерства художника-романтика. 2 Выдающимися импровизаторами были крупнейшие композиторы этого времени (Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен). 2
Позднее значение импровизации уменьшается. 2 Исполнительская импровизация продолжает удерживаться у оперных певцов (в арии). 2 Свободная импровизация инструменталистов сохраняется в каденциях инструментальных концертов, у органистов. 2
В XX веке импровизация возродилась в фольклорном по происхождению искусстве джаза, а также в некоторых прикладных областях музыкальной культуры (музыкальные иллюстрации к «немым» кинофильмам в начале XX века, музыкально-воспитательные упражнения для детей Эмиля Жак-Далькроза, Карла Орфа). 3
С 1950-х годов импровизация стала опорным принципом в так называемых открытых формах музыки авангарда и неоавангарда. 3
В современной музыкальной практике импровизация не играет существенной роли, сохраняя значение лишь в творческом акте композитора, в качестве подготовительного этапа формирования музыкальных образов и как элемент исполнительской интерпретации. 2 Исключение составляет джазовая музыка, которой органически присущи элементы коллективной импровизации. 2
Практика импровизации на концертной сцене начала возрождаться в начале 90-х годов XX века и распространяется в нынешнем столетии. 18 Сегодня музыканты, получившие академическое образование, импровизируют «облегчённый» классический репертуар. 1