Музыкальная форма рондо впервые появилась в западноевропейской профессиональной музыке во Франции, в творчестве композиторов-клавесинистов XVII — первой половины XVIII века. 1
В старинных образцах рондо, относящихся к доклассической эпохе, эпизоды (куплеты) не представляли собой новых тем, а основывались на музыкальном материале рефрена. 15 Рефрен являлся единственной, ведущей темой, которая воспроизводилась далее в той же тональности и без всяких изменений. 1
Французские клавесинисты писали в форме рондо небольшие пьесы, обычно — миниатюры, с программными заголовками самого разного характера. 1 Композиторы стремились создать в музыке портретные характеристики, разнообразные душевные настроения, нарисовать жанровые сценки. 1
Некоторые особенности развития формы рондо в творчестве французских композиторов:
Со второй половины XVIII века рондо как форма и как жанр начинает претерпевать существенные изменения, отклонения от прежних канонов в сторону большей свободы. 2
Особый вклад в совершенствование формы внёс Роберт Шуман, который использовал рондо как в сюитах, так и в самостоятельных пьесах. 4 В форму он вновь вернул многочастность, практиковал разграничение частей и ввёл своеобразный вариант многотемности. 4