Концепция волшебного зеркала в европейской литературе развивалась в рамках разных литературных направлений, например:
- В эстетике романтизма образ двух взаимоотражающих зеркал стал символом гармоничного взаимосоотнесения мира и человека. cheloveknauka.com Зеркальная симметрия понималась как закон устройства Космоса, который поддерживает единство духовного и телесного, чувственного и рационального. cheloveknauka.com
- В литературе романтизма XIX и символизма начала XX веков раскрывался амбивалентный образ зеркала. cheloveknauka.com С одной стороны, оно выступало как предмет, открывающий путь к самопознанию, с другой — порождало двойничество, грозящее кризисом человеческой личности. cheloveknauka.com
- В конце XIX века под влиянием идей позитивизма в литературе формировался новый образ зазеркального мира. cheloveknauka.com Феномен Зазеркалья, принадлежащий сфере фантастического, описывался по законам математической логики. cheloveknauka.com Так, Льюис Кэрролл в «Алисе в Зазеркалье» раскрыл образ Зазеркалья как королевство логических теорий, основанном на законах алгебраических, физических и химических вычислений. cheloveknauka.com
- В литературной сказке возникали разные интерпретации образа волшебного зеркала. cyberleninka.ru Например, в сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» появлялась идея «зеркала памяти», в котором можно видеть настоящее, прошедшее и будущее. cyberleninka.ru
Таким образом, концепция волшебного зеркала в европейской литературе связана с развитием романтизма, символизма и научных открытий, что отразилось на формировании художественного образа зеркала. cheloveknauka.com