Художественная выразительность в русской поэзии для детей развивалась следующим образом:
- В XVI–XVII веках в рамках одного художественного произведения авторы сочетали дидактическую, образовательную и эстетическую направленность. 1 В этот период создавалась концепция единства поэтической формы и содержания, апеллирующая к детскому чувству прекрасного, к сознанию и разуму юного читателя. 1
- Во второй половине XVIII века количество стихотворений для детей заметно увеличивается, пропорционально увеличению числа детских авторов и изданий. 1 Практически у каждого крупного поэта этого периода можно найти произведения, ориентированные на детского читателя. 1 В результате реформы Тредиаковского-Ломоносова изменяется метрическая природа поэзии для детей, претерпевает перестройку система жанров: от поучений и наставлений переходят к разработке песенного жанра, пейзажной, дидактической, просветительской лирики. 1
- На рубеже XIX–XX веков появилась новая поэзия для детей, в которой педагогика и дидактика уступили место художественности. 2 Отличительная черта этого периода — появление в поэзии детского «Я»: стихи заговорили от лица ребёнка и стали утверждать его право на собственный мир, собственное понимание и осмысление происходящего, поступки, продиктованные не нормами поведения, а детскими представлениями о них. 2
Кроме того, благодаря детскому фольклору детская поэзия обрела свою собственную форму, признаки стиля, ритм, игровую сущность. 5