От эпохи барокко до наших дней форма увертюры в музыке претерпела значительные изменения.
В эпоху барокко в музыке появились произведения в форме французской увертюры с контрастными быстрыми и медленными частями. 5 В крайних разделах могла использоваться полифоническая техника письма, а заключительный раздел имел танцевальный характер. 4 Средняя часть — всегда лирический эпизод. 4
В XVII и XVIII веках жанр увертюры получил эстетическое осмысление и конструктивное оформление. 4 Это был определённый раздел оперы, который должен строиться по строгим законам музыкальной формы. 4
В XVIII веке с реформой opera seria увертюра начала отличаться от симфонии. 2 Композиторы начали драматично и эмоционально связывать содержание увертюр со своими операми. 2
С XIX века широкое распространение получила концертная увертюра — самостоятельное оркестровое произведение, как правило, имеющее программное содержание. 1 Появились увертюры прикладного характера — «праздничные», «торжественные», «юбилейные» и «приветственные», приуроченные к конкретному торжеству. 3
В 1850-х концертная увертюра начала вытесняться симфонической поэмой — формой, разработанной Ференцем Листом. 2 Различие между двумя жанрами заключалось в свободе формировать музыкальную форму в соответствии с внешними программными требованиями. 2
В XX веке увертюры в сонатной форме встречались редко. 1 Концертные разновидности, однако, продолжали тяготеть к сонатности. 1 Среди них наибольшее распространение получили национальные и торжественные увертюры. 1
Начиная с XX века такого рода музыкальные вступления нередко предваряют и кинофильмы. 3