Эволюция либретто от XVII до XX века включала следующие этапы:
До середины XVIII века в композиции либретто господствовала определённая схема, обусловленная однотипностью музыкально-драматических задач. 1 Одно и то же удачное либретто нередко многократно использовалось различными композиторами. 1 Например, оперы на либретто Филиппа Кино создавались вплоть до начала XIX века. 25
Примерно с середины XVIII века либретто перестаёт быть самостоятельным произведением. 25 Теперь они, как правило, создаются либреттистом в тесном контакте с композитором. 25 Это обеспечивает индивидуальный характер замысла и более тесное единство действия, слова и музыки. 1 Примеры сотрудничества: Р. Кальцабиджи и К. В. Глюк, Л. Да Понте и В. А. Моцарт, А. Бойто и Дж. Верди, В. И. Бельский и Н. А. Римский-Корсаков. 25
Начиная с XIX века некоторые выдающиеся композиторы, обладавшие литературно-драматическим дарованием, создавали либретто своих опер самостоятельно, не прибегая к помощи либреттиста либо используя её частично. 12 Собственные либретто создавали Р. Вагнер, Г. Берлиоз, А. Бойто, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, А. Н. Серов. 25
В XX веке среди авторов либретто — С. С. Прокофьев, Р. К. Щедрин, К. Орф и другие. 25 В современной опере режиссёры вновь обращаются к литературной основе и прозаическим либретто. 2 Например, экспериментальная постановка оперы «Женитьба» Мусоргского на неизменённый текст Н. В. Гоголя. 23