Эволюция арии в оперном искусстве от барокко до современности включала несколько этапов:
- Зарождение оперного искусства на рубеже XVI и XVII веков в Италии. m.ok.ru Основоположники нового жанра, флорентийские композиторы Якопо Пери и Якопо Корси, включили в музыкальные драмы одноголосные вокальные номера, которые назвали ариями. m.ok.ru
- Вторая половина XVII века, когда вокальное искусство в Италии достигло вершины своего расцвета, в арию «да капо» начали вводить значительные изменения. m.ok.ru Например, реприза стала более свободной и давала вокалистам возможность продемонстрировать свою виртуозную технику и мастерство импровизации. m.ok.ru
- Начало XVIII столетия, когда публике впервые была представлена «опера-сериа», в которой доминирующее положение заняла «ария да капо». m.ok.ru Появились такие виды сольных композиций, как «арии мщения», «арии сна», «арии тени», «арии молитвы», «арии соблазнения» и даже «арии в оковах». m.ok.ru
- Середина XVIII века, когда на сценах музыкальных театров Италии в противовес «серьёзным спектаклям» возникла сатирическая опера-буффа, а в ней особенно выделялись основанные на скороговорках комические «буффонные арии». m.ok.ru
- Оперная реформа К. В. Глюка, которая стала важнейшим рубежом в развитии арии. www.belcanto.ru Композитор подчёркивал, что ария в опере не должна быть концертным номером, в котором вокалист демонстрирует своё певческое мастерство, а обязана органично вписываться в музыкально-драматическое действие и передавать все эмоциональные состояния героев. m.ok.ru
- XIX век, когда опера обогатилась арией-стретто и песенными разновидностями арии (баллада, романс). bigenc.ru Наибольшего жанрового разнообразия ария достигла в середине XIX века, главным образом в связи с развитием национальных школ, в том числе русской (оперы М. И. Глинки, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского). bigenc.ru
- Вторая половина XIX века, когда ария получила новое развитие в жанре французской лирической оперы у Ш. Гуно и Ж. Массне, в конце XIX — начала XX веков — в творчестве композиторов-веристов, в особенности у Дж.
Сегодня ария — не только важная составляющая оперного искусства, а самодостаточный музыкальный жанр, который живёт полноценной жизнью на концертных площадках. m.ok.ru