Некоторые этапы развития циклической формы в музыке от эпохи барокко до современности:
Эпоха барокко: в этот период объединились циклическое начало и простейшая программность. 1 Появился двухчастный цикл «прелюдия-фуга». 2 Вершины жанра в музыке барокко — сюиты И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. 25 Зародился жанр концерто гроссо, основанный на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов. 4
Классический период: в классический период композиторы, например В. А. Моцарт и Й. Гайдн, создавали произведения в форме сюит. 25 В первой половине XVIII века сюиты превратились в музыку для слушания. 4 Их стали предварять прелюдии, в них включались инструментальные арии. 4 Появились сюиты, состоящие из программных пьес-картинок. 4
XIX век: крупные композиторы обращались к жанру сюиты в основном в целях стилизации (Э. Григ, М. Равель и др.). 25 В XIX веке мода на сюиту возродилась. 4 Русские композиторы также сочиняли сюиты, например М. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский. 4
XX век: жанр сюиты был существенно переосмыслен, к нему применили новые приёмы (додекафонические оркестровые сюиты А. Шёнберга и А. Берга). 25 Появились сюиты из кинофильмов, например «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина „Метель“» Г. В. Свиридова. 4 Наблюдались две тенденции развития циклических жанров: схематизация традиционных приёмов циклообразования и обновление методов циклизации за счёт синтеза различных типов логики формообразования. 1
Вторая половина XX века: для многих произведений сонатно-симфонического цикла стали характерны лейтмотивный и монотематический принципы. 25
Кроме того, в неакадемической музыке (джазе, роке) к циклическим формам относят концептуальные альбомы и некоторые другие крупные формы. 2