Темп, динамика и лад в четвёртой части Четвёртой симфонии Чайковского развиваются следующим образом:
- Темп: начало части основано на живой, захватывающей теме в характере массовой пляски. 4 На протяжении части темп изменяется: вторая тема — народная плясовая «Во поле берёзонька стояла» — на протяжении части становится грустной, даже мрачной. 4
- Динамика: в части есть оркестровые переходы и контрасты — от мощных и драматичных звуков до тихих и нежных мелодий. 5 В кульминационной точке развития происходит нарастание динамики, что приводит к грозному звучанию темы рока. 14
- Лад: в начале части тема звучит в ля миноре, в ней настойчиво подчёркивается лирический секундовый мотив. 1 Дальнейшее развитие темы происходит в двух циклах вариаций. 1 В первом цикле тема драматизируется, звучит всё более экспрессивно, а во втором цикле вариаций появляется тональность ре минор, напоминающая о самых драматических моментах первой части. 1
В коде симфонии после скорбного инструментального речитатива и долгой паузы как бы издалека звучит весёлый плясовой мотив из темы-рефрена. 2 Он ширится и растёт, могучая волна народной жизни сметает впечатление грозной непобедимости «Дамоклова меча» и утверждает победу светлого начала. 2