Музыкальное мышление начинающих исполнителей развивается через несколько процессов, среди них:
- Изучение музыкального произведения. 3 Начинающий музыкант учится осознавать и понимать внутреннее устройство музыкального материала, создавать подходящий музыкальный образ. 3 Для этого необходимы знания об историческом периоде, эпохе, композиторе, форме произведения. 3
- Подбор мелодий по слуху. 1 В процессе подбора воспитывается умение вслушиваться в мелодию, чувство ритма, музыкальная память и чувство самоконтроля. 1 Формы подбора могут быть различны и зависят от музыкального слуха ребёнка. 1
- Изучение ансамблей. 1 Игра в ансамбле помогает развить чувство ритма, умение слушать и контролировать игру. 1 Необходимость всё время соразмерять своё исполнение с использованием партнёра, вслушивание в звуковую картину благотворно сказывается на музыкальном облике ученика, развивает его творческую инициативу. 1
- Транспонирование. 13 Развитию музыкальной грамотности помогает транспонирование, которое затем надо продолжать на протяжении всех лет обучения ученика, постепенно усложняя репертуар. 1
- Разбор музыкального материала. 2 Педагог разбирает структуру мелодии, какими приёмами её можно исполнить. 2 Акцент делается на агогике, строении и выразительности каждого мотива, фразы, предложения, находятся в них кульминационные точки. 2
- Знакомство с жизнью и творчеством композитора, с другими его произведениями. 5 Это помогает исполнителю лучше понять музыкальный язык, образ мышления автора, стиль и присущие ему индивидуальные черты. 5
Формирование музыкального мышления — процесс длительный, сопровождающий все периоды обучения. 4