Музыкальное действие в симфонических произведениях развивается по принципу сопоставления и развития контрастных образов. 4
Некоторые способы развития музыкального материала:
Также в симфонических произведениях есть определённая последовательность частей, каждая из которых выполняет свою функцию. 1 Например, первая часть пишется в сонатной форме и идёт, как правило, в быстром темпе. 1 В ней есть три крупных раздела: экспозиция, разработка и реприза. 1
В экспозиции последовательно звучат две контрастные темы: главная партия — как правило, более активная, и побочная партия — часто более лирическая. 1 В разработке эти темы переплетаются и взаимодействуют друг с другом каким-либо образом на усмотрение композитора. 1 Реприза подводит итог этого взаимодействия: в ней главная партия звучит в своём первоначальном виде, а побочная изменяется под влиянием главной. 1