В России кинокритика зародилась во второй половине 1910-х годов как особая область журналистики. 8 В 1920-х годах молодая советская кинокритика обретала научную основу в складывающейся теории кино, однако в основном она опиралась на государственную идеологию. 8
Некоторые этапы развития кинокритики в России:
- В 30-е годы кино признали отдельным видом искусства. 1 Больше внимания стало отводиться художественной ценности кинокартин. 1 Киноведы начали уделять внимание идейному воспитанию и нравоучению. 1 Также активно изучались выразительные формы нового кино, вопросы кинодраматургии, проблемы актёрского искусства, теории монтажа. 1
- В 50–60-е годы критики стали изучать проблемы целостности фильма, специфики кино, кинообразность и композицию фильмов. 1
- В 1970-е снова возникает интерес к кинотеории, вследствие чего кинокритики начали влиять на развитие кинопроцесса, а у авторов рецензий появляется авторский стиль. 1
- В 90-е годы с началом «цифровой революции» и ростом абсолютной творческой свободы качество материалов падало. 1 С другой стороны — тщательнее изучались киноновинки, посещались кинофестивали, и на первый план выступал информационно-публицистический стиль. 1
- В 2000-е годы общество стало потреблять критический комментарий совершенно так же, как оно потребляет кинематографическую, романтическую или песенную продукцию. 1
За рубежом кинокритика как особая форма аналитического представления фильма и кинопроцесса формировалась в таких журналах, как британские Screen, Sight and Sound, французские Les Cahiers du cinema, Positif. 710
Некоторые этапы развития кинокритики за рубежом:
- В 1920-е годы вместе с усложнением киноязыка развивалась и кинокритика — теперь она предлагала не только пересказ сюжета, но и анализ фильмов, оценку их художественных достоинств. 5
- После Второй мировой в кинокритику пришли эссеисты. 2 Они не только показывали свой характер в рецензиях, но и стали влиять на кино: создавали новые авторские теории и снимали фильмы сами. 2
- В 60-70-е годы активизировался поиск специфического исследовательского инструментария в кинокритике, апробировались новые подходы в исследованиях произведения искусства, активно осваивался метод системно-целостного анализа. 7
- В 80–90-е годы ХХ века изменения социокультурного контекста обозначились и во всех составляющих кинокритического творчества: методологические принципы, жанровый диапазон, авторские стратегии, степень авторской свободы в оценках и комментариях. 7