Кинематограф в жанре космической фантастики развивается, отражая научные достижения своего времени и постоянно соответствуя им. 7
В середине XX века до 70–80-х годов в произведениях космической фантастики отражались научные открытия, связанные с развитием космонавтики, компьютерной техники, биотехнологии и искусственного интеллекта. 7 Пример — фильм «Одиссея» Кларка, где группа космонавтов во время путешествия к Сатурну сталкивается с таинственным обелиском. 7
В конце XX века и начале XXI в произведениях космической фантастики начинают проявляться темы нанотехнологий, квантовой физики, генетики и экологии. 7 Например, в романе «Гиперион» американского писателя Дэна Симмонса описываются путешествия к планете, где герои сталкиваются с загадочным существом — Шрайком, способным перемещаться во времени. 7
В последние годы наблюдается становление условно-авторского кино с разнообразием мотивов и сюжетов. 7 Это связано с уменьшением себестоимости производства и возросшими бюджетами крупных студий. 7
Некоторые примеры развития кинематографа в жанре космической фантастики: