Возможно, имелись в виду различия в классификации голосов сопрано в разных музыкальных традициях, в частности в русской и западной. 12
В русской музыкальной традиции принята следующая классификация разновидностей голоса сопрано: 1
- Драматическое сопрано (диапазон: ля малой октавы — до III октавы). 12 Мощный, тяжёлый голос, плотно звучащий на протяжении всего диапазона. 1
- Лирико-драматическое сопрано (диапазон: ля малой октавы — до III октавы). 1 Промежуточный вид голоса между лирическим и драматическим. 1
- Лирическое сопрано (диапазон: до I октавы — до III октавы). 1 Голос мягкого, задушевного тембра, несколько напоминающий звучание гобоя. 1
- Лирико-колоратурное сопрано (диапазон: до I октавы — ми (фа) III октавы). 1 Отличается природной беглостью, лёгкостью, подвижностью, но уступает в этом колоратурному сопрано. 1
- Колоратурное сопрано (диапазон: до I октавы — фа (соль-диез) III октавы и выше). 1 Очень высокий женский голос, способный петь всевозможные скачки, арпеджио, гаммообразные пассажи, с употреблением трелей, форшлагов и прочих украшений. 1
В западной традиции существует более «дробная» классификация. 1 В частности, колоратурное сопрано подразделяют на два подтипа — драматическое и лирическое. 1 Например, партию Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» чаще отдают исполнительнице с драматической насыщенностью в голосе, тогда как Цербинетту в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса традиционно исполняют лёгкие, лирические «колоратуры». 1 В российской традиции подобная дробность отсутствует. 1