В современном фэнтези расовые конфликты могут быть частью сюжета и играть значительную роль. 2 Некоторые примеры:
- «Ведьмак» Анджея Сапковского. 2 В мире, где действует главный герой, люди стали хозяевами мира, а представители «старших рас», таких как эльфы и краснолюды, вынуждены довольствоваться вторыми ролями. 2
- «Трилогия Дэвабада». 2 Разные народы джиннов, вынужденные уживаться в стенах одного тайного города, не могут переступить через стародавние предрассудки и вражду. 2 Полукровок джинны рассматривают как существ второго сорта, и по сути в Дэвабаде полулегально процветает рабство. 2
- «Опиумная война» Ребекки Куанг. 2 В основе сюжета лежит давняя вражда между народами Империи Никан и островной Федерации Муген. 2 Воинственные островитяне раз за разом пытаются захватить обширные земли Империи, население которой не считают за людей. 2
- «Хроники полукровок» Андрэ Нортона, Мерседес Лэки. 2 В мире, изначально принадлежавшем людям, но захваченном эльфами, пришедшими из иной реальности, драконы считают расу вставших у руля рабовладельцев недостойной. 2
Часто вокруг таких конфликтов создаётся целая мифология, через них определяется идентичность противоборствующих сторон. 5 И порой герои уже не помнят, что послужило изначальной причиной вражды. 5