Рапсодия как музыкальное действо возникла в Древней Греции (V–VI века до н. э.). 5 Тогда существовали народные певцы-сказители — рапсоды, которые сами составляли поэмы и нараспев исполняли их перед публикой, аккомпанируя себе на струнных инструментах. 5
В XVIII веке термин «рапсодия» впервые стал ассоциироваться с музыкой. 1 Немецкий композитор Даниель Шубарт создал стилизацию под античность, что было популярно в то время. 2 Ранние рапсодии Шубарта отличались от более поздних произведений, но они заложили основу для развития жанра. 2
В XIX веке рапсодия возродилась под влиянием эстетики романтизма, которая отличалась повышенным интересом к национальному фольклору. 34 Рапсодия стала инструментальной формой, сначала для фортепиано, а затем, во второй половине века, масштабной оркестровой «эпопеей». 1 Родоначальником инструментальной рапсодии считается венгерский композитор-романтик Ференц Лист. 3
В начале XX века британские композиторы, испытывающие влияние народных песен, сочинили ряд рапсодий, например «Три норфолкские рапсодии» Ральфа Воана Уильямса, «Шропширский парень» Джорджа Баттеруорта и «Бригг Фэйр» Фредерика Делиуса. 1
В наше время некоторые композиторы попытались использовать нетрадиционные оркестровые инструменты в контексте рапсодии. 1 Например, Джон Серри-старший использовал аккордеон в своей «Американской рапсодии» (1955). 1
Таким образом, рапсодия прошла долгий путь от древнегреческих сказаний до современных симфонических полотен, сочетая в себе свободу формы, народные мотивы, виртуозность и эмоциональную глубину. 2