Для монтажа советских фильмов раньше использовали следующие приёмы:
- Разбиение простых, статичных действий на множество коротких дублей. 39 Каждый последующий дубль показывал одно и то же событие с немного другой перспективы. 39
- Эллиптический монтаж. 39 Опускал часть событий и оставлял её на домышление зрителю. 39
- Чередующееся монтирование кадров. 39 Между фрагментами фактического действия фильма появлялись вставки из вымышленного мира. 39
Для наложения музыки звук записывали на три отдельных дорожки — с репликами, шумами и музыкой. 2 Это облегчало наложение голоса и устраняло необходимость перезаписывать музыку. 2 Звук накладывали уже после съёмок в студии. 5
Для создания титров использовали разные способы: 7
- Рисовали на бумаге, мультипликате, стекле и закрепляли перед камерой прямо на съёмочной площадке или позже, в студии, перед кинопроекционным экраном. 7
- Катались на съёмочной тележке над столом, на котором лежали листы бумаги с текстом. 7
- Рисовали на целлулоидной плёнке, затем прокручивали перед камерой с барабана на барабан. 7
- Использовали специальные титровальные машины. 7
Если нужно было наложить титры на уже отснятое изображение, пользовались трюкмашиной — подвидом машины для копирования киноплёнки. 7 Белые титры чаще всего снимались на чёрном фоне, чтобы они были видны при повторной экспозиции в машине и легли «поверх» фильма или фона. 7