Проработка ролей в драматическом театре включает несколько этапов: 2
- Знакомство с пьесой. 2 Первые впечатления, освоение сведений об авторе и эпохе написания пьесы, создание «романа жизни» своего героя. 2
- Протокол внешней жизни роли. 2 Фабула пьесы, краткий пересказ роли. 2
- Анализ действием. 2 Приблизительное определение событийного ряда, этюды-импровизации намеченных событий с условием «Я в предлагаемых обстоятельствах» — изучение себя в обстоятельствах роли. 2
- Внесценическая жизнь роли. 2 Этюды-импровизации из жизни роли до начала пьесы, а также между выходами актёра на сцену. 2
- Прицел на сверхзадачу. 2 Определение главного события и основного конфликта пьесы. 2
- Оценка фактов и событий. 2 Определение сквозного действия пьесы: каждый сценический факт и событие оцениваются с точки зрения главного события, определяется их место и значение в развитии основного конфликта пьесы. 2
- Работа над словом. 2 Переход от импровизированного текста к тексту автора, работа над текстом автора — подтекст, «кинолента видений», логика мысли, особенности произношения. 2
- Углубление предлагаемых обстоятельств. 2 Уточнение предлагаемых обстоятельств, лежащих в плоскостях: исторической, бытовой, социальной, национальной и т.д.. 2
- Построение мизансцены. 2 Мизансцена как результат импровизации, режиссёрская установка на мизансцену, уточнение предлагаемых обстоятельств и закрепление мизансцены. 2
- Овладение характерностью. 2 Овладение внутренней характерностью либо как интуитивное постижение образа (от «Я в роли» к «роль во мне»), либо через постепенное овладение внешней характерностью: речевой, пластической. 2
- Партитура действий. 2 Перспектива роли и перспектива артиста, художественная целостность образа, уточнение ритмического рисунка роли и закрепление его на прогонных репетициях. 2
Работа над ролью продолжается непрерывно, и режиссёр непрерывно наблюдает и направляет эту работу. 1