Возможно, имелся в виду процесс нанесения хохломской росписи на деревянную посуду. 12 Он включает несколько этапов: 2
- Подготовка исходного материала. 2 Для основы используют лиственные породы дерева, например липу, осину или берёзу. 2 Материал укладывают по специальной схеме в штабеля и оставляют в условиях естественной воздушной циркуляции на продолжительное время. 2
- Первичная обработка заготовки. 2 Токарь или резчик производят необходимые заготовки с помощью специального инструмента. 2 Затем их сушат, пока влажность древесины не достигнет 6–8%. 24
- Подготовка изделия к художественному оформлению. 2 Заготовку шпаклюют раствором отмученной глины с добавлением мела (до 50%), называемым вапой. 24 Процесс перемежается сушкой и повторяется несколько раз. 2 Завершается грунтовкой, после которой изделие на 4–6 часов помещают в специализированное сушильное оборудование. 2
- Покрытие олифой. 2 Высушенная, остывшая при комнатной температуре и слегка отшлифованная заготовка покрывается вручную в несколько слоёв олифой — специальным составом, приготовленным на основе конопляного или льняного масла. 2
- Лужение. 2 На поверхность изделия с помощью «куколки» (кожаный тампон с мехом на рабочей стороне) наносят оловянный или алюминиевый порошок — полуду. 2 Этот этап обеспечивает качество последующей росписи и придаёт изделию необходимый оттенок после заключительной сушки. 2
- Роспись. 2 После лужения заготовку отправляют в красильный цех, где мастера производят непосредственную роспись изделия. 2 В процессе работы они удерживают заготовку левой рукой, опирая на колено, а правой выполняют нанесение рисунка (орнамента). 2
- Лакирование. 3 После росписи изделие покрывают лаком и сушат. 3 Сначала посуду покрывают четырьмя-пятью слоями лака, тщательно просушивая каждый из них. 3 Затем предметы закаливают в электропечи при температуре 160–180 градусов. 3
В хохломской росписи используются в основном красная, чёрная, зелёная, жёлтая и коричневая краски. 3