Процесс культурной диффузии через инновации включает несколько фаз: 12
- Первичная фаза — формирование инновации. 12 Чтобы закрепиться и распространиться внутри одного этноса или народа, инновация должна быть оценена внутри группы (племени, народа) изобретателя. 12
- Вторичная фаза — диффузия в узком смысле слова. 12 Посредством контактов между отдельными лицами или группами, принадлежащими разным этносам, инновация распространяется за пределы ареала её возникновения. 12
- Третья фаза — фаза укоренения. 12 Если народ-восприемник оценивает инновацию и будет нуждаться в ней, она укореняется. 12
- Четвёртая фаза — фаза переосмысления. 12 Укоренившись, инновация начнёт взаимодействие с культурой народа-восприемника и может образовать новое содержание. 12
Культурная диффузия может происходить в горизонтальном и вертикальном направлении. 12 Горизонтальное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами. 12 Вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом. 12
Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и другие. 12