Создание миниатюр и иллюстраций в средневековых рукописных книгах происходило в специальных мастерских — скрипториях, преимущественно в монастырях. sites.google.com Разделение труда было таким: один мастер занимался копированием текста, другой — созданием инициалов, третий — выполнением миниатюр. gallerix.ru
Процесс включал несколько этапов: dzen.ru
- Подготовка пергамента. dzen.ru gallerix.ru Кожу очищали, растягивали, скоблили и отбеливали мелом, чтобы страницы были яркими, прочными и гладкими. dzen.ru
- Написание текста. dzen.ru Писец отмечал поля и разлиновывал страницы, писал чернилами гусиным или лебединым пером. dzen.ru Строки текста были короткими, обычно не более четырёх-девяти слов каждая. dzen.ru
- Иллюминирование. dzen.ru После написания текста за работу брался иллюминатор. dzen.ru Сначала с помощью влажного клея он наносил золото или серебро, которое затем полировал гладким камнем или даже зубом гончей. dzen.ru
- Рисование. dzen.ru Красками, полученными из натуральных пигментов, рисовались картинки, рамки и орнаментированные буквы (инициалы). dzen.ru
- Завершение работы. dzen.ru Все страницы складывались, сшивались и вставлялись в обложки из дерева или кожи. dzen.ru Часто книгу закрывали металлические застёжки или кожаные завязки. dzen.ru
Как правило, иллюстрации создавались после написания текста на специально отведённых участках страниц. bigenc.ru Иногда исполнялись на отдельных листах, которые затем вшивались в рукопись. bigenc.ru