В русской народной музыке полифония отразилась в виде подголосочной полифонии — своеобразного типа многоголосия. 12
Некоторые особенности подголосочной полифонии:
- Наличие ведущего голоса и подголосков. 2 Подголосок представляет собой производный вариант главной мелодии. 2
- Главная мелодия звучит сначала у запевалы, затем при вступлении других голосов оказывается средним или нижним голосом, оставаясь при этом ведущей на протяжении всей песни. 2
- Подголосок либо поддерживает основную мелодию (чаще всего снизу), либо оттеняет её, орнаментирует (сверху), либо противостоит ей, образуя временный контраст. 4
- Количество голосов переменное (обычно 3, встречается 5 и более). 1
- Подголоски можно петь со словами. 1 Обычно слова совпадают, ритмически поют обычно тоже одинаково, допускается свобода вступления голосов. 1
- На полифонической основе возникает своеобразная народная гармония. 1 Голоса могут образовывать различные диссонирующие сочетания, характерно соединение аккордов по секундам: I – II, VII – I, V – VI. 1
Подголосочная полифония встречается не только в русских народных песнях, но и в инструментальных наигрышах, в особенности духовых, которые исполняются несколькими дудками, жалейками, рожками. 1