Поэты используют аллитерацию для создания художественного образа следующим образом:
- Отображение образов лирических персонажей. 1 Например, в стихотворении Цветаевой «Блондинка с папироскою, в зелёном» посредством аллитерации описывается внешний вид героини (блондинка), её одежда (в зелёном) и привычки (с папироской). 1
- Передача звуков природы. 2 Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, «гр» — звучание грома, «хр» — храп или хруст. 3
- Выражение эмоционального состояния. 2 При помощи аллитерации создаются причудливые звукописные рисунки, которые позволяют отражать сложные эмоциональные состояния персонажей. 1
- Противопоставление семантических концептов. 1 Например, в стихотворении И. Северянина «В пронизывающие холода Людских сердец и снежных зим суровых» при помощи противопоставления на основании звонкости/глухости звуков с/з осуществляется противопоставление концептов с ярко выраженной позитивной и негативной коннотацией. 1
Также аллитерация может придавать стихотворению ритмичность или, наоборот, мирный лад, служить созданию комического эффекта. 2