В музыкальных произведениях разных эпох плагальные обороты использовались по-разному:
- В средневековье и Ренессансе применялись простые плагальные обороты, каденции с ландлер-басом, минимальное использование доминанты. soundbeat.ru
- В 17–18 веках плагальная каденция в качестве заключительной применялась реже, чем в 16 веке. www.belcanto.ru Например, в окончании вокального раздела арии «Es ist vollbracht» из 159-й кантаты И. С. Баха. www.belcanto.ru
- В 19 веке значение плагальной каденции возрастало. www.belcanto.ru Её часто использовал Л. Бетховен, применяли композиторы последующего поколения, в том числе Ф. Шопен. www.belcanto.ru
- М. И. Глинка был особенно изобретателен в нахождении плагальных форм заключения крупных разделов оперных произведений. www.belcanto.ru Например, тонике у него предшествует VI низкая ступень (финал 1-го действия оперы «Руслан и Людмила»), IV ступень (ария Сусанина), II ступень (финал 2-го действия оперы «Иван Сусанин») и другие плагальные обороты (хор поляков в 4-м действии той же оперы). www.belcanto.ru
- В творчестве позднейших русских классиков плагальность обычно связывалась с интонациями русской песенности, характерной ладовой окраской. www.belcanto.ru Примеры: хор поселян и хор бояр «Нам, княгиня, не впервые» из оперы «Князь Игорь» Бородина, завершение песни Варлаама «Как во городе было во Казани» из оперы «Борис Годунов» Мусоргского и другие. www.belcanto.ru
Также плагальность свойственна многим произведениям неакадемической музыки, например, песням «Битлз». ru.ruwiki.ru ru.wikipedia.org