В русской литературе пейзаж Урала описывается по-разному, в зависимости от эпохи и авторского восприятия.
В путевых очерках конца XVIII — начала XX века для описания Урала характерны характеристики опасного и чужого пространства. 4 Авторы отмечают непривычный для жителя Центральной России горный ландшафт («мрачный сосновый лес, овраги, пропасти, на каждой версте встречаемые») и суровый климат. 4 Например, Ф. Ф. Вигель, побывавший на Урале в 1805 и 1806 годах, представил регион в качестве «передней Сибири». 4
А. С. Пушкин, совершивший в 1833 году поездку на Урал, стал родоначальником «уральской темы» в литературе. 1 В «Капитанской дочке» он описывает Оренбург и Белогорскую крепость, находившуюся в 40 верстах от него. 1
Д. Н. Мамин-Сибиряк в своих произведениях создаёт галерею горно-лесных пейзажей. 35 Писатель описывает, какими яркими красками полыхает осенний лес, как с наступлением осени темнеет река и тяжелеют облака. 3 Мамин-Сибиряк выступает как мастер индустриального пейзажа, объединяя в единое художественное полотно жизнь природы и жизнь человека в этой природе. 35
А. И. Герцен и Ф. М. Достоевский в своих наблюдениях, сделанных во время ссылки, проявили негативные коннотации складывающегося в литературе образа Урала. 4 Например, в путевых письмах А. И. Герцена Пермь представлена как «город ужасный, просцениум Сибири, холодный, как минералы его рудников». 4 В описаниях Ф. М. Достоевского перевал через Уральские горы запомнился сильной метелью и пересечением «границы Европы». 4