Пантомима трансформировалась из циркового искусства в часть театрального образования и сценического искусства благодаря синтезу циркового искусства, пластической импровизации и цельной ассоциативной канвы, которые стали основой для новых постановок. 13
Некоторые этапы трансформации:
- Начало XX века: в творчестве режиссёров-модернистов появилась драматическая пантомима. 4 Например, «Кривое зеркало» Н. Евреинова, «Слезы» К. Маржданова, «Ящик с игрушками» А. Таирова, «Шарф Коломбины» В. Мейерхольда. 4 Первоначальные принципы старой пантомимы театра дель арте переосмысливались и сопровождались чтением стихов, музыкой и хореографией. 4
- 1950-е годы: в Ленинграде Рудольф Славский создал первую в СССР студию пантомимы, из которой вышли В. Полунин, Б. Агешин, Н. Самарина, А. Елизаров и другие. 1
- 1960-е годы: в Польше, Чехословакии и Прибалтийских Республиках СССР появился феномен театра пантомимы. 1 Наиболее значимым деятелем этого направления был Модрис Тенисон, который дал искусству пантомимы новую энергетику. 13
- Конец 90-х — начало 2000-х годов: пантомима стала появляться в новых формах — перформансах и акциях, массовых уличных зрелищах. 5
Также пантомима повлияла на развитие жанрового разнообразия театра, цирка, танца, кино, что воплотилось в новом типе актёра-универсала. 2