В клавесинной музыке XVII века орнаментика использовалась для украшения мелодии вспомогательными тонами. levelvan.ru ru.ruwiki.ru Некоторые техники украшения помогали продлить звуки, производимые инструментом, которые из-за его специфического устройства быстро затухали. ru.wikipedia.org
В основном применялись небольшие мелодические украшения — мелизмы. ru.wikipedia.org ru.ruwiki.ru Основные из них: форшлаг, группетто, мордент, трель. ru.wikipedia.org ru.ruwiki.ru
Некоторые особенности использования орнаментики в клавесинной музыке XVII века:
- Первоначально орнаментирование осуществлялось исполнителем по собственному усмотрению. ru.wikipedia.org ru.ruwiki.ru Постепенно сложились устойчивые типы мелодико-ритмических украшений, которые получили специальное обозначение, их добавлял в нотную запись сам композитор. ru.wikipedia.org ru.ruwiki.ru
- У французских музыкантов вошло в обычай сопровождать сборники пьес таблицами украшений. www.belcanto.ru Наиболее объёмная таблица (с 29 разновидностями мелизмов) была предпослана клавесинному сборнику Ж. А. д’Англебера (1689). www.belcanto.ru
- К концу XVII века такие украшения, как трель и форшлаг, наряду с мелодической функцией, стали выполнять и новую гармоническую функцию, создавая и заостряя диссонанс на сильной доле такта. www.belcanto.ru