Чтобы организовать культурное поведение за столом в детском саду, можно использовать следующие рекомендации:
- Проводить этические беседы на темы «Этикет за столом», «Сервировка стола», «Хорошие манеры». 1
- Использовать игровые приёмы для обучения столовому этикету: игровые упражнения, дидактические игры, игры-путешествия, элементы сюжетно-ролевых игр. 2
- Применять наглядные приёмы: использовать картинки, видеоматериалы, схемы, картинки-правила. 2
- Использовать театр для обучения: спектакли кукольного, настольного театра, инсценировки в исполнении отдельных детей, элементы театрализованной деятельности. 2
- Использовать художественное слово: стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы, басни. 2
- Организовывать практические действия: самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, изготовление рисунков, аппликаций для украшения праздничного стола, разбор проблемных ситуаций с игрушками. 2
Некоторые правила поведения за столом, которым можно обучать детей:
- нельзя класть ложку на стол, размахивать ею, стучать по тарелке или по столу; 2
- нельзя разваливаться на стуле, спина должна быть прямой, голова слегка наклоняться (не нависать над тарелкой), когда подносят ложку ко рту; 2
- пить нужно тихо, выпив чашку, поставить её на стол, не держать в руке; 2
- испачканные руки и рот вытирают салфеткой; 2
- вставая из-за стола, проверить своё место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его; 2
- окончив еду, поблагодарить тех, кто её приготовил, сервировал стол. 2
Важно не создавать во время приёма пищи напряжённую обстановку, снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить детей. 14