Оратория как музыкальный жанр зародилась во второй половине XVI века в часовнях (ораториях) некоторых римских церквей. 2 Первоначально оратории писались в основном на библейские и евангельские тексты и предназначались для исполнения в храме в дни церковных праздников. 3
Некоторые этапы эволюции оратории:
- В первой половине XVII века значение музыки на молитвенных собраниях возросло, и они фактически превратились в духовные концерты. 2 Музыку стали исполнять специально приглашённые профессиональные певцы. 2
- Во второй половине XVII — начале XVIII века оратория в Италии почти отказалась от хора, краткие хоровые фрагменты могли быть спеты ансамблем солистов. 1
- С 1720-х годов в ораториях становились всё более заметными черты раннеклассического стиля, хотя они всё ещё смешивались с чертами позднего барокко. 1
- В Италии конца XVIII века появились постановочные выступления ораторий «по случаю». 1 Такие постановки устранили важное различие между жанрами оперы и оратории, оставив в качестве существенных отличительных черт оратории только сакральную тематику и двухчастную структуру. 1
- В XVIII веке сложились национальные типы ораторий, прежде всего в Германии и Англии. 2
- В творчестве композиторов XX–XXI веков границы жанра ещё более размываются: неопределёнными становятся различия между ораторией и кантатой, возникают жанровые гибриды. 2 У композиторов, работающих в данном жанре, имеется полная свобода в отношении как музыкального языка, так и содержания: наряду с произведениями на традиционный сюжет всё чаще встречаются светские или даже иноверческие оратории. 2