Чтобы описать ночное освещение в пейзажной живописи, можно использовать следующие характеристики:
- Цветовая гамма ограничена. 2 Красный полностью уходит из ночной картины. 2 Все оттенки максимально холодные: синие и зелёные, которые ближе к рассвету переходят в сиреневые и пурпурные. 2
- Тени длинные и чёткие. 2 Слои тумана делают перспективу более глубокой. 2
- Хорошо различимы белые, средние и отражающие поверхности. 2 Например, кожа человека тоже достаточно светлая и хорошо отражающая. 2
- Отдельного внимания заслуживают сцены с дополнительным источником света. 2 Эффектно выглядит сюжет, разыгрывающийся в свете фонаря, фар машины, пламени свечи. 2
- Можно использовать эффекты лунного света. 1 Например, в пейзаже Рубенса «Пейзаж с луной и звёздами» лунный свет просвечивает сквозь листву деревьев, заставляет мерцать ночное небо, играет на поверхности воды, светящейся лентой выхватывает из тени берега ручья. 1